Мини-симкомат. Промдизайн и прототип
Разработка концепции. Промдизайн. Руководство разработкой прототипа
О проекте
"Минисимкомат" - это новая версия устройства по продаже симкарт. Прежнее устройство было большим и дорогим. Концепция минисимкомата заключается в том, чтобы перенести большую часть интерфейсов в мобильный телефон, а задачей симкомата сделать только выдачу карты. Ранее я работал над одной из старых версий этого устройства (можно посмотреть в моем портфолио).

Задача
Создать концепцию самого устройства, сделать промышленный дизайн, расположить все устройства в нем, сделать его удобным для использования. Помимо этого создать первый работающий прототип для презентационных целей.

- Коцепт и промдизайн
- Производство работающего прототипа

Результат
Дизайн был сделан и согласован с заказчиком за 2 недели.
Срок получения готового прототипа - 3 месяца (я руководил процессом)
Далее этот прототип был адаптирован под мелкосерийное производство и сделана первая серия (уже без моего участия).
Процесс дизайна
Весь процесс подробно описан в отдельной статье на VC.RU

Первый этап - формирование и уточнение требований, в результате чего я описываю схему будущего устройства.
Позитивный сценарий использования устройства выглядит следующим образом:

  • Симкомат раздает открытый вайфай;
  • Пользователь подключается к этому вайфаю с помощью своего телефона, если у него нет интернета в телефоне;
  • В телефоне пользователя появляется окно captive portal, такое же, как появляется при подключению к вайфаю в метро, например. В этом окне рассказывается об услуге;
  • Чтобы купить симкарту, человек тут же в телефоне проходит верификацию и оплачивает услугу;
  • По окончании процесса система генерирует QR код, который высвечивается на телефоне человека;
  • Пользователь подносит экран телефона с QR-кодом к сканеру Симкомата, который всегда находится в режиме ожидания;
  • Симкомат сверяет отсканированный с экрана телефона QR-код с базой данных на сервере и. Если код совпадает, то, выдает SIM-карту.
Дизайн
Дизайн мы делали вместе с промдизайнером - моим постоянным партнером. Я выполнял роль проектировщика, менеджера и артдиректора.

Устройство обещало получиться по размерам не очень большим - примерно как старые таксофоны. Оно должно иметь возможность устанавливаться на специальной ножке, либо без нее (например на стол), а также подвешиваться на стену.

Первые эскизы


Основная задача на первой стадии дизайна была вместить в минимально возможный корпус все нужные устройства. Поэтому параллельно с набросками мы решили сразу делать габаритные модели всех внутренних устройств, чтобы в реальности компоновать, сразу видеть общие размеры, пробовать разное размещение и сразу учитывать эргономику.
Основную форму в каком-то смысле диктовал диспенсер - самое большое устройство в форме буквы "Г". Для компактности пробовали разместить его параллельно лицевой поверхности устройства, но при этом карту он выдавал сбоку.
В результате от этой идеи отказались.
Развернули диспенсер картой вперед. Глубина устройства сразу увеличилась. Вариант компоновки:
Здесь вроде бы все ОК, но внешний вид не нравится. Пробуем еще, идею подсказывает Г-образная форма диспенсера. Получили вот такого уродца (на переднем плане):
Но что-то в этом есть. Сверху можно установить сканер QR-кода, чтобы человек мог поднести руку с телефоном. Пообщались с конструктором, обсудили технологию, материалы и решили попробовать скруглить углы. Получили вот такую версию:
В таком дизайне мы можем разместить сканер как сверху так и снизу.

Расположить сканер снизу для пользователя значило относительно неудобное переворачивание телефона вниз экраном. Расположить сверху значило более удобное поднесение телефона без лишних действий. Последнее решение кажется более логичным и за него были разработчики. Но в нем был огромный недостаток с точки зрения взаимодействия - сканер не виден человеку. Мы провели быстрый "коридорный" тест со случайными людьми и картонным прототипом. Людям, даже тем, которые понимали, что сканер должен быть где-то там, требовалось визуальное подтверждение и некоторые пытались заглянуть снизу. Кроме того, решения с подобными сканерами встречаются в природе, например, для сканирования билетов на турникетах, и людям более менее привычны.
В итоге мы остановились на расположении сканера внизу. Последующее использование устройства показало, что люди не испытывают специфических проблем со сканером. Продолжили работать над внешним видом корпуса и в результате родился вот такой дизайн:


Стойка
Чтобы человек мог распознать устройство издалека, требовалось сделать какие-то визуальные брендовые отличительные знаки. Устройство небольшое и на передней его поверхности места для размещения дополнительных графических материалов нет. Поэтому мы решили для надписей использовать стойку.

Одновременно с этим мы хотели сделать стойку максимально незаметной и легкой, поэтому надписи разместили на боковые стенки. Получилось вот так:
Позже, на этапе конструирования стало ясно, что делать такую стойку дорого и для мелкосерийного производства мы переделывали ее, сделав единым коробом. Она стала дешевле и с большими возможностями для брендирования.

Для устойчивости конструкции снизу сделали плоское широкое основание. Примеры подобных решений из окружения:
Для того, чтобы симкомат можно было обслуживать, переднюю часть сделали выдвижной, как у банкоматов. Все внутренние компоненты располагаются на раме, которая выезжает на салазках.

Дизайн был сделан за 2 недели и согласован с заказчиком.
Прототип
О создании прототипа можно прочитать в статье, здесь я покажу картинки процесса.